Здоровье и полноценное развитие детей – основная забота всех родителей. Начиная с самого рождения малыша, мамы и папы ждут, когда их чадо начнет переворачиваться, сидеть, стоять и ходить, когда у него вылезут молочные зубы, какое первое слово он скажет и так далее.
Проблемы речевых дефектов являются наиболее распространенными среди детей, и к их числу относится нарушение в произношении звуков или по-другому дислалия. До пятилетнего возраста они характерны для всех малышей, однако после 5 лет подобное отклонение лучше не оставлять без внимания.
Дислалия – это медицинский термин, который подразумевает под собой отклонение от правильного произношения и использования звуков в речи, причем подобные нарушения не являются следствием повреждений ЦНС, слухового аппарата или проблем с артикуляцией. Разговаривая, ребенок просто смешивает, искажает или заменяет звуки. Раньше дефект был известен как косноязычие.
С такой проблемой в развитии речи логопеды сталкиваются достаточно часто. У малышей дошкольного возраста, 5-6 лет, патология встречается в 25-30% случаев, у школьников младших классов — 17-20%, у детей постарше эта цифра составляет всего 1%. Исправлять этот дефект нужно, так как он будет мешать малышу осваивать письмо, а также способен привести к дисграфии и дислексии. Обычно это нарушение речи исправляет логопед, но если достигнуть результата путем логопедических занятий не удается, требуется обследование у других специалистов: отоларинголога, невролога и дантиста.
Существует определенная классификация нарушений речи, которая базируется на причинах, ставших источником проблем с произношением звуков. Согласно ей дислалия бывает двух основных видов:
Механическая. Ее еще называют органической, так как ее вызывают дефекты строения артикуляционного аппарата.
Функциональная. Ее провоцируют социальная среда и нейродинамические сбои в коре головного мозга.
Функциональный вид подразделяется на:
Сенсорный. Появляется, если происходит сдвиг в речеслуховом анализаторе. Ребенку становится тяжело распознавать звуки на слух.
Моторный. Его провоцирует отклонение в речедвигательном анализаторе, что сопровождается искаженным движением губ и языка, в то время как слух остается нормальным.
Еще такие речевые аномалии разделяют по количеству искажаемых звуков и их принадлежности к определенным артикуляционным группам:
Что касается функциональных дефектов, они связаны с психологическими особенностями малыша, или могут быть вызваны биологическими отклонениями.
В первом случае причинами речевых дефектов являются:
некоректная речь родителей и окружающих людей, которым подражает ребенок;
сюсюканье;
общение на двух или более языках в семейном кругу;
отсутствие педагогического воспитания.
Биологические факторы развития дефектов речи следующие:
физическая слабость малыша ввиду частых болезней;
минимальная мозговая дисфункция, из-за чего идет опоздание в речевом развитии;
несформированные фонематический слух и речевые уклады.
Основные симптомы
Заподозрить аномалию позволяют следующие симптомы:
Пропуски. Звуки, которые не получается произнести, ребенок просто в разговоре опускает.
Замена. Малыш вместо сложной буквы в слове произносит совершенно другую.
Смешение. Часть слов звучат нормально, но в остальных словах многие буквы ребенок заменяет.
Искажение букв. Требуемый звук произносится неточно.
Диагностическое обследование
Диагностика нарушений речи проводится поэтапно:
Сбор информации по медицинским картам и личному опросу. Врача интересует, как проходила беременность и роды, чем болел новорожденный, и есть ли у него проблемы со слухом, зрением и опорно-двигательным аппаратом. Также составляется психолого-эмоциональная характеристика малыша.
Визуальный осмотр. Логопед исследует подвижность и строение артикуляционных органов.
Оценка выполнения крохой упражнений по подражанию.
Проверка способности фонетического слуха, то есть может ли ребенок дифференцировать звуки.
Коррекция дислалии у детей
На сегодня методы устранения речевых дефектов позволяют справиться с проблемой достаточно быстро. Если нарушения незначительные, то коррекция занимает всего 1-2 месяца регулярных тренировок с логопедом, в более тяжелых случаях срок возрастает до 4-6 месяцев. Чтобы достигнуть положительных результатов, нужно заниматься минимум 3 раза в неделю по часу.
Сам процесс коррекции разбивается на три этапа:
Подготовительный. При механических отклонениях устраняют анатомические причины, например, проводят пластику уздечки или исправляют прикус. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика применяются в случае функциональных аномалий.
Формирование первичных навыков произношения. Состоит из изучения постановки звуков, доведения до автоматизма произношения звуков в словах, предложениях, и их распознавания.
Развитие навыков коммуникации. Выработка привычки корректно употреблять звуки в ходе разговора.
Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
В 5 лет не выговаривать Р — это же кошмар! Я с ребенком регулярно занимаюсь и понимаю, что правильная и красивая речь — залог успеха во взрослой жизни. Мне странно слышать, как взрослые не выговаривают некоторые звуки или свистят. Нужно просто уделять ребенку больше внимания.
Мира
Никогда не слышала о подобной проблеме.У меня дочке недавно исполнилось 5, она нормально разговаривает, но еще не выговаривает Р, и иногда путается с произношением ш и с.Но мне кажется это вполне нормальное явление, и бить тревогу раньше времени не стоит.Тем более я тоже картавлю.
В 5 лет не выговаривать Р — это же кошмар! Я с ребенком регулярно занимаюсь и понимаю, что правильная и красивая речь — залог успеха во взрослой жизни. Мне странно слышать, как взрослые не выговаривают некоторые звуки или свистят. Нужно просто уделять ребенку больше внимания.
Никогда не слышала о подобной проблеме.У меня дочке недавно исполнилось 5, она нормально разговаривает, но еще не выговаривает Р, и иногда путается с произношением ш и с.Но мне кажется это вполне нормальное явление, и бить тревогу раньше времени не стоит.Тем более я тоже картавлю.